«Азия Цемент» - это цементный завод в Пензенской области. Осенью этого года мы запустили в эксплуатацию линию по утилизации отработанных шин, мощность которой составляет 18600 тонн покрышек в год. У читателей может возникнуть вопрос: «Где цементный завод, а где шины? Зачем этим заниматься цементному заводу?» На это есть три причины. позволяет заместить часть используемого газа, тем самым снизив его расход. Утилизация отходов шин, например, позволит нам заместить примерно 10% используемого природного газа.
Во-первых, один из основных ресурсов, потребляемых цементным заводом помимо электричества – это природный газ. Это экологически чистый, но невосполнимый источник энергии. Использование альтернативного топлива (покрышек, отходов деревообработки, RDF (твердых вторичных отходов)) в печи цементного завода позволяет заместить часть используемого газа, тем самым снизив его расход. Утилизация отходов шин, например, позволит нам заместить примерно 10% используемого природного газа.
Во-вторых, снижение потребления природного газа влечет за собой снижение себестоимости производства. Цементное производство – очень энергоемкое, соответственно, и затраты на него колоссальные, что отражается на себестоимости готового продукта. Снижение потребления газа напрямую повлияет на снижение затрат на производство.
В-третьих, утилизация старых шин на цементном заводе во многом решает экологическую проблему в регионе. Шины сами по себе относятся к отходам 4 класса опасности, при их неправильном сжигании, например, на мусоросжигательном заводе, в воздух выделяются вредные вещества, а также образуется токсичная зола, которую необходимо потом захоронить с учетом экологических требований. Кроме этого, даже когда отработанные шины просто лежат на свалках, она выделяют вредные вещества, отравляя почву, воздух, грунтовые воды. Разлагаться в земле шина будет около 100 лет, все это время продолжая нарушать стабильность экосистемы.
Сжигание шин в цементной печи происходит при температуре выше, чем на мусоросжигательном заводе. Цементная печь разогревается до температуры в 1700 °С, при которой содержание вредных веществ в отходящих газах сводится к минимуму, а их остатки улавливаются фильтрами цементного завода, которые куда эффективнее справляются со своей задачей, чем те же фильтры на мусоросжигательном заводе. Фактически, после такой утилизации не остается отходов, а предприятие при этом получает дополнительную энергию, которую может направить на свои нужды.
Сам процесс не сложен: организуются пункты сбора отработанных шин у населения. Оттуда покрышки поступают в цех альтернативного топлива на цементном заводе, где они порционно подаются на роликовый транспортер, ведущий к крючковому элеватору, который обеспечивает подъем шин на высоту около 30 м башни декарбонизатора. Шины автоматически попадают на роликовый конвейер, который кроме транспортировки шин к месту подачи так же выполняет функцию буферного накопителя. Двигаясь по роликовому конвейеру, шины проходят через автоматическое взвешивающее устройство и, после взвешивания, дозированно, с заданной цикличностью, пройдя через систему из двух шлюзовых затворов, по загрузочному жёлобу самостоятельно закатываются в печь. Установка рассчитана на подачу 3 тонн в час, это максимальные параметры. Шина будет подаваться в печь только при условии, что в данный момент гарантирована полнота ее сгорания. Работа печи обеспечивает безопасные условия сгорания, которые более чем достаточны даже для разрушения стойких органических соединений. Наличие металлического корда в шинах, кстати, не помеха, это наоборот способствует замене небольшой части железосодержащего компонента в цементном клинкере.
Стоит ли оно того? Однозначно. Природный газ не дешевеет, а отходы будут всегда. Поэтому вложения в цех альтернативного топлива со временем окупятся. Увеличит ли это нагрузку на экологию? Нет. Специалисты независимой лаборатории ежеквартально выполняют расширенный анализ выбросов от печей завода «Азия Цемент», чтобы подтвердить соответствие производства всем экологическим нормативам. Проект прошел государственную экологическую экспертизу, подтвердившую его экологическую безопасность.
В итоге, мы имеем экологически безопасную и экономически выгодную установку, позволяющую заводу не только получать необходимую для работы энергию, но и работающую на благо природы и людей. Утилизация шин в цехе Альтернативного топлива приведет к сокращению шинных свалок, позволит людям избавиться от старых покрышек в гаражах и во дворах и даст возможность природе очиститься от вредных токсинов, выделяемых брошенными шинами. Чем не причины для того, чтобы начать утилизировать отходы правильно?!